Тема дня: контакт

Утро третьего дня «Музейного гида» началось с лекции Эрика Схилпа – специалиста по стратегическому планированию, инновациям и бизнес-решениям в искусстве, культуре и работе с наследием, председатель совета Голландской национальной портретной галереи и член Наблюдательного совета в Stadsherstel Amsterdam NV (Амстердам, Нидерланды). Он говорил о том, как музею найти собственную нишу, как представлять свои экспонаты, завоевывать аудиторию. По его мнению, главным направлением должен стать выход музея в общественные пространство – в том числе, вокзалы, аэропорты, приближение экспозиции к людям, акцент на человеческие истории.

Вопрос, запрещать или разрешать фотографировать в музее, вылился в увлекательную дискуссию об авторском праве, праве каждого на мировое культурное наследие и допустимом поведении посетителей. «Музей – не парк аттракционов, там хранятся ценности, и администрация может установить некие рамки, например, запретить селфи», - уверена директор музея-заповедника В.Д.Поленова Наталья Поленова. Владимир Определенов, заместитель директора Пушкинского музея по информационным технологиям, согласен и считает, что музейного посетителя необходимо воспитывать. Социолог Любовь Петрунина углубила тему, представив исследование о музейном селфи и подчеркнув, что у этого явления есть положительные стороны: селфи может стать способом привлечения аудитории. «Музеям пора выработать свод правил поведения, касающихся фотографирования. Мы же не возражаем против запрета входить в церковь с мороженым или в шортах… Подобные рекомендации были бы полезны всем – и хранителям, и посетителям», - резюмировала Екатерина Селезнева, главный хранитель Музея Москвы. Дискуссия организована в партнерстве с ИКОМ России

Генеральный директор Фонда  Оксана Орачева анонсировала международный конкурс фотографий «Музей. Диалог». который проводится Фондом в партнерстве с РосИзо, ИКОМ Россия и Союзом фотохудожников России. Условия будут опубликованы до конца мая 2016 на сайте fondpotanin.ru.  

Практикумы Лаборатории «Музейного гида» сфокусировались на решении специальных вопросов, интересующих музейных профессионалов. Екатерина Змеева, старший научный сотрудник Ярославского музея-заповедника, руководитель проекта «Предметный разговор», провела мастер-класс о том, как превратить сухую информацию в увлекательный сюжет. Краткий навигатор по созданию интернет-ресурсов представил Александр Артамонов, ведущий аналитик Московского центра музейного развития. Логичным продолжением его лекции стала презентация интернет-проектов победителей программы «Меняющийся музей в меняющемся мире». Об инструментах привлечения внимания к проекту рассказал Сергей Островский, заведующий Детским музейным центром Пермского краеведческого музея, руководитель проекта «Человек эпохи Возрождения».

Дискуссию «Волонтеры, вперед!» модерировал ведущий специалист ГМЗ «Петергоф» Александр Ботенков. Он рассказал об исследовании, которое он и его коллеги провели среди участников «Интермузея-2016». Основная аудитория волонтеров у большинства музеев – это студенты и ученики старших классов, и только брендовые музеи могут позволить иметь в рядах добровольцев людей старшего возраста. Что привлекает волонтеров, с точки зрения музейщиков? Наиболее частые ответы: увидеть музей изнутри, и в гораздо меньшей степени – строчка в резюме. Еще интересные цифры: 80% волонтеров работают на мероприятиях, 20% допускают к более серьезной работе.

Директор Екатеринбургского музея изобразительных искусств Никита Корытин рассказал об обязательных документах, помогающих регулировать работу волонтеров: 1) положение о волонтерах, 2) анкета с персональными данными, 3) волонтерский договор. Многие музеи используют также книжку волонтера. Александра Коперник, руководитель программы волонтеров «Спутник» (Политехнический музей, Москва) рассказала о бонусной системе, используемой для мотивации. Например, волонтеры получают толстовку Политеха – такую же, как сотрудники. Каждый месяц их обязательно поощряют. Недавно была разработана Карта волонтера «Спутник», по которой волонтер может ходить бесплатно несколько московских музеев, которые участвуют в акции. Координатор Социально-волонтерского центра Государственного музея истории ГУЛАГа Варвара Усаневич рассказала о таком направлении музейного волонтерства, как социальная помощь – в частности, волонтеры музея курируют пожилых людей, жертв политических репрессий. Екатерина Ойнас, директор Арт-резиденции «Арткоммуналка. Ерофеев и другие» из подмосковной Коломны, рассказала о том, как волонтеры помогают музею в сборе частных историй людей, связанных с жизнью в коммунальной квартире. Они помогают собирать информацию, расшифровывают интервью, активно помогают в проведении мероприятий и праздников. Участники дискуссии сошлись во мнении, что с волонтерами нужно работать, поощрять, обучать.