Самый крупный образовательный проект Фонда, существующий с 2000 года. Программа объединяет профессионалов из сферы высшего образования и смежных областей, готовых сделать свой вклад в развитие общества и обеспечивать устойчивость изменений.
Важным разговором о музейных эндаументах открылась деловая программа последнего дня форума «Музейный гид». Целевой капитал – инструмент долгосрочного планирования, мотив для создания или уточнения стратегии развития музея. Как создавать и, главное, как пополнять эндаумент? О результатах работы фонда целевого капитала музея-заповедника «Петергоф» рассказала его директор Светлана Добросолец. В дискуссии участвовали Ксения Пунина, начальник управления общественных связей Пермского национального исследовательского университета; Ольга Башкирова, генеральный директор благотворительного фонда «Ренова», генеральный директор Фонда Оксана Орачева. Вела обсуждение Людмила Пантелеева, начальник центра «Арт Банкинг» Газпромбанка.
- В нынешнем году исполняется 10 лет с момента принятия в России закона об эндаументах, - напомнила Людмила Панделеева. – За это время сложилась очень интересная практика, порядка 150 организаций имеют целевые капиталы в России, в том числе, четыре музея: Эрмитаж, Петергоф, Дарвиновский музей, Еврейский музей.
Модератор рассказала о мировых примерах успешной работы фондов целевых капиталов. В частности, эндаумент Метрополитен-музея (Нью-Йорк) составляет 2,7 млрд долларов, а ежегодный доход от инвестирования средств эндаумента составляет более 33% бюджета музея.
О жизни литературных музеев в «нечитающие» времена размышляли директор Государственного литературного музея Дмитрий Бак и директор Музея Михаила Булгакова Петр Мансилья-Круз в заключительной дискуссии рубрики «Диалоги директоров». «Литературные музеи находятся в рискованной ситуации: если у читателя нет живых впечатлений от текста, он ничего не поймет в музее писателя», - отметил Дмитрий Бак. Отдельной темой стала подлинность, правдоподобие пространства писательских мемориальных квартир – об этом говорил Петр Мансилья-Круз. Вел разговор Виталий Куренной, руководитель Школы культурологии Факультета гуманитарных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».
Свет в музее, как его оборудовать и не ошибиться – этой теме был посвящен мастер-класс в Лаборатории «Музейного гида», проведенный Натальей Потаповой, директором музея «Огни Москвы», руководителем проекта «Копилка светлых идей». Под руководством Леонида Копылова, президента Фонда друзей музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме, авторы проектов-победителей музейных конкурсов Фонда исследовали тему, как заставить предметы проецировать идеи и смыслы. Как насыщенные смыслами предметы выстраиваются в сообщение-экспозицию? Разговор об этом шел с авторами проектов «Детство Земли» (Воронеж), «Мир – Текст – Музей» и «Воображаемая квартира Алексея Пешкова» (Самара), «200 ударов в минуту. Пишущая машинка и сознание XX века» (Москва), «Дворец во дворце. Скульптура Останкино в Оперном доме» ( Москва), а также с директором Государственного музея истории ГУЛАГа (Москва). Завершил программу Лаборатории мастер-класс по краудфандингу от российской краудфандинговой компании «Planeta».
Заключительным мероприятием дискуссионной площадки стала презентация учебных материалов магистерской программы «Музейное дело» Политехнического музея и Высшей школы экономики, осуществляемой при поддержке Партнерской программы Фонда. Куратор программы Лидия Лобанова представила методические материалы двух курсов:
- Спустя два года после начала программы мы поняли, что хотим работать не только со студенческой аудиторией, но и с действующими специалистами в музеях. В итоге мы придумали делать серию методических материалов и начали с двух животрепещущих тем: исследование аудитории и цифровые технологии в музее.
Руководства представили их авторы: Анна Михайлова, соискатель PhD-степени, Школа музейных исследований (Лестер, Великобритания), куратор курса «Музей в цифровую эру»; Алиса Максимова, аспирант департамента социальных наук НИУ ВШЭ, куратор курса «Исследования аудитории музея»; Светлана Рюмина, куратор курса «Исследования аудитории музея».
«Интермузей» завершился церемонией награждения победителей фестиваля.
ФОТО: Наталья Дорошева