Самый крупный образовательный проект Фонда, существующий с 2000 года. Программа объединяет профессионалов из сферы высшего образования и смежных областей, готовых сделать свой вклад в развитие общества и обеспечивать устойчивость изменений.
Как постичь азы социального проектирования, играя в настольные игры? С презентации игры «Прожектор» на площадке Лаборатории «Музейного гида» начался третий день форума. Разработанная совместно с компанией ЕВМ и основанная на опыте грантополучателей Фонда, игра позволяет изучить анатомию проекта, научиться различать цели и задачи, методы и результаты. Для музейщиков игра оказалась полезным инструментов структурирования идей и замыслов.
Работу Лаборатории продолжили музейный эксперт, президент общественного фонда «Клуб друзей Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме» Леонид Копылов и кураторы экспозиций и выставок, открывшихся за последние два года. Экспозиция как продукт, предъявление коллекций, способы их интерпретаций – вот некоторые темы, прозвучавшие в ходе обсуждения.
Универсальным рецептом успешности для небольшого регионального музея европейские коллеги считают активную деятельность по привлечению посетителей, партнеров и спонсоров – это подтвердила Юдит Паргаман (Франция), рассказывая об опыте Музея естественной истории, этнологии и промышленности. Продолжил тему Филипп Теффт (Лондон), директор лондонского офиса бюро Ральфа Аппельбаума (RAA), рассказывавший о ситуации с провинциальными музеями в Великобритании.
Разговор о различных аудиториях, их потребностях и возможностях, начатый во второй день форума, получил развитие в дискуссии «Открыты для всех? Особый посетитель». Она была посвящена способности музея отвечать на запросы зрителей-инвалидов. Участвовали Пол Балтус (Амерсфорт, Нидерланды), директор Фонда Amersfoort in C; Марина Лылова (Воронежская область), директор музея-заповедника «Дивногорье», Дмитрий Поликанов (Москва), президент Благотворительного фонда «Фонд поддержки слепоглухих «Со-единение», Зоя Попова (Санкт-Петербург), исполнительный директор Фонда содействия решению проблем аутизма «Выход в Петербурге» (Центр «Антон тут рядом»), Татьяна Пчелянская (Санкт-Петербург), заместитель директора по развитию Государственного музея истории религии; Ирина Прохорова (Омск), заведующая организационным сектором отдела просвещения и музейной педагогики Омского областного музея изобразительных искусств имени М.А.Врубеля.
Результаты пилотного социологического исследования аудитории современного искусства представили эксперты Уральского филиала ГЦСИ-РОСИЗО. По мнению Алисы Прудниковой, директора по региональному развитию ГМВЦ «РОСИЗО», разовое исследование имеет смысл превратить в мониторинг: «Знание, кто эти люди, интересующиеся современным искусством, позволяет как минимум описывать, измерять, понять аудиторию, в дальнейшем – увеличивать ее и управлять ею». В резонанс теме прозвучала презентация Гордона Райана (Осло, Норвегия), рассказавшего, как специалисты норвежского дизайн-бюро Expology пробуждают интерес и вдохновение аудитории, получают обратную связь, позволяющую лучше понять современного зрителя.
Завершением деловой программы дня стало публичное интервью генерального секретаря Сети европейских музейных ассоциаций Юлии Пагель, проведенное Михаилом Гнедовским, членом Президиума ИКОМ России, ведущим аналитиком Московского центра музейного развития. Речь шла о новейших тенденциях в музейном деле Европы, национальных стратегиях развития музеев, роли сетевых организации. «Несмотря на то, что Европа является единым пространством, до сих пор существуют значительные различия между музеями разных ее регионов. Они различаются, прежде всего, в ответах на базовый вопрос «Зачем существует музей?» Для обучения, продвижения социальных перемен, развлечения - каждый музей выбирает свой ответ. Сохраняются различия в музейной сфере Восточной и Западной Европы».