Монументальный Палех: фрески советских дворцов

 

Фонд содействия сохранению художественного наследия Палехской Артели Древней Живописи и развитию традиций искусства Палеха, Палех

Руководитель проекта - Людмила Кривцова

Санкт-Петербург, Аничков дворец, Горьковская комната.

С чего все началось?

Идея проекта родилась из любопытства: в нашей семье часто вспоминали о монументальных росписях в разных городах страны, в создании которых участвовал наш прадед Александр Васильевич Котухин в 1930-е годы. Еще одним свидетельством росписей были материалы, хранящиеся в фондах Государственного музея палехского искусства: эскизы, фотографии того времени, документы.  Какова судьба монументальной живописи? Что сохранилось спустя восемь десятилетий?

Замысел и суть проекта

Замысел состоял в том, чтобы показать палехское искусство, широко известное как искусство лаковой миниатюры, с неожиданного ракурса - монументальной живописи, созданной художниками-основателями палехского стиля в 1936-1941 годы в Москве, Ленинграде, Свердловске, Кисловодске, Саратове, Ярославле, Рыбинске, Иванове. Суть проекта заключалась в исследовании росписей, изучении их истории, проведении профессиональной фотосъемки и предъявлении коллекции палехской монументальной живописи современному зрителю и специалистам. Но по мере открытия и изучения росписей в разных городах, общения с людьми, для которых палехская живопись стала частью личной истории, проект стал обогащаться контекстом, эмоциями, воспоминаниями. Оказалось, что монументальные произведения Палеха могут служить точками входа в  целую эпоху истории страны. Контекстуальный характер исследования дал ответы на многие вопросы. Результаты проекта были представлены в экспозиции выставки, проходившей в ГМПИ, буклете, сайте проекта, публикациях в профессиональных журналах.

Что особенно удалось?

Феномен монументального Палеха возвращен в современный культурный контекст. Удалось не просто изучить историю отдельных произведений, но показать их как целое художественное явление. Информация собрана. Профессиональная фотосъемка зафиксировала современное состояние росписей, выявлены утраты. В фондах Государственного музея палехского искусства проведены точная атрибуция и каталогизация эскизов монументальных живописи. Безусловно, остались вопросы и дальнейшие исследования дополнят список созданных произведений. Достижением стало присвоение охранного статуса росписям 1938 года в Ивановском дворце пионеров. Публично поставлена проблема сохранения, реставрации живописи. Проект смог объединить в общей работе фонд, музей, архивы, детские учреждения и учреждения культуры, государственные органы культуры, а главное, показал неравнодушное отношение к судьбе произведений всех людей - наших помощников, без поддержки которых проект бы не состоялся. Вокруг истории монументального Палеха объединились несколько поколений палехского художественного сообщества, есть поддержка и стремление помочь нам в дальнейшей работе.

В чем следующий шаг?

Произведения монументального Палеха в разных городах страны являются своеобразными порталами в искусство Палеха. Просветительские проекты совместно с партнерами станут продолжением проекта. Будем развивать и делиться с коллегами опытом создания и существования "рассредоточенной" по городам коллекции. Нашим приоритетом остается решение проблемы охраны и реставрации росписей.  Следующим этапом станет исследование росписей второй половины ХХ века, собрание полной коллекции монументального искусства советского Палеха. Еще живы авторы и участники этих росписей, которые могут поделится живыми рассказами, размышлениями, воспоминаниями. Монументальный Палех будет развиваться не только как проект исторический и искусствоведческий, но и как "личная история" палехского искусства.

Команда проекта

Светлана Короленко (Фонд "Артель.Палех")

Елена Милютина, Ольга Колесова, Ольга Шемарова (Государственный музей палехского искусства)

Фотограф проекта: Алексей Ещенко

IT-сопровождение: Кирилл Короленко

Консультирование и экспертиза объекта культурного наследия: Александр Мартынов, Александр Тихомиров, Михаил Денежкин, Анна Рожкова

Экспертное консультирование: Геннадий Вдовин, Марина Чередниченко.

Дневник проекта