Музейный дизайн: право на город

Тульский историко-архитектурный музей (ТИАМ), Тула

Руководитель проекта — Лилия Кашенцева

С чего всё началось?

ТИАМ - самый юный тульский музей. Едва возникнув, он стал владельцем трех исторических зданий в самом центре города. Вместе с домами у музея появились многочисленные соседи: кафе, магазины, офисы,- активно рекламирующие себя с помощью больших и ярких вывесок. В условиях такого «визуального шума» любая тактичная «заявка» юного музея о своем существовании была заведомо обречена. Но музею необходима вывеска, он тоже живет в условиях рынка, и в этом - его здоровая корысть. Однако, проект не о том, как «растолкать» конкурентов. Вывески множатся, их техническая реализация становится все изощреннее, но о художественном качестве говорить не приходится. Хороший дизайн ошибочно отождествляется с богатством декора, «оригинальностью» шрифта, вычурностью фактуры, активностью цвета. О согласованности же дизайна и архитектуры, дизайна и среды вообще мало кто задумывается.

Замысел и суть проекта

«Право на город» - это попытка актуализации проблемы качества городской среды среди представителей власти, бизнеса, профессионального сообщества и способ транслирования просветительских идей горожанам. При разработке собственного дизайн-проекта размещения вывесок команда опиралась на декларируемые ей же самой принципы: обязательность предпроектных междисциплинарных исследований,  профессионализм исполнителей, осмысленное отношение к контексту, знание технологий, наличие качественной экспертизы и контроля.  Разработанный ведущим российским дизайнером Юрием Сурковым дизайн-проект стал первым в Туле прецедентом не только организации, но и кодификации правил размещения «наружки» на фасадах исторических зданий. В целом, реализация проекта «Музейный дизайн: право на город» претендует на роль своеобразного эталона для тех инстанций, которым в дальнейшем предстоит «окультуривать» городскую среду.

Что особенно удалось?

Проект, действительно, получился просветительским. Проектные предложения были представлены на выставке «Дома и буквы», в рамках дискуссионной программы и в сети интернет. Музей провел исследование по истории шрифтовых вывесок в России, результаты которого конвертировались в передвижную выставку и электронное издание «Надпись на фасаде. В стенах музея прошла серия лекций ведущих российских дизайнеров, искусствоведов, историков культуры, архитекторов. Лекционную программу подытожила открытая дискуссия о возможности диалога архитектуры и дизайна, о критериях качества и уязвимости экспертизы в этой области. Проект привлек внимание специалистов по сохранению наследия, архитекторов, дизайнеров, представителей власти.

Что дальше?

В ходе реализации проекта музей уточнил собственную позицию,  «застолбил» свои место и роль в социо-культурном пространстве города и утвердился в своей уверенности, что на резонансные аспекты городской жизни может влиять даже столь скромная институция. Проект задал новый вектор развития музея — исследовательская и образовательно-просветительская деятельность, главная тема которой - город, а цель - создание условий для формирования эстетически приемлемой, разнообразной и гармоничной городской среды. В музее запущена программа лекций и воркшопов «Дома и буквы», которая поможет начинающим  дизайнерам разобраться в тонкостях шрифта, цвета, фактуры, компоновки.  Но главный просветительский фактор - требовательное отношение к собственному музейному дизайну: афишам, вывескам, сувенирам, оформлению выставок, средовым объектам.  Менять мир музей начинает с себя.

Команда проекта

В подготовке и реализации проекта приняли участие эксперты из разных областей: юристы, архитекторы, историки, культурологи, дизайнеры, специалисты музеев, урбанисты, художники. Участниками проекта стали ВУЗы города, коммерческие компании, государственные органы, занимающиеся проблемами сохранения культурного наследия, СМИ.

Дневник проекта