Программа форума

Программа форума будет проходить на трех площадках. 

Дискуссионная площадка  − место основных событий форума: дискуссий, презентаций, лекций, интервью. Здесь будут обсуждаться взаимоотношения музеев и местных сообществ, способы коммуникации современного музея и поиск дополнительных финансовых ресурсов. 

Лаборатория Музейного гида — площадка Форума, на которой транслируются лучшие практики, предлагается знакомство с современными музейными технологиями и моделями через серию тренингов, мастер-классов и других активных  форматов. 

Экспозиционная часть представляет программы Фонда, ключевые результаты деятельности за 2016 год и итоги лучших реализованных проектов XII конкурса программы «Меняющийся музей в меняющемся мире», демонстрирует на их примерах различные векторы движения музейного сообщества. 

Дискуссионная площадка

25 мая, четверг. Тема дня: НОВЫЙ КОНТЕКСТ

Музей как живой социальный институт тесно связан  со всеми аспектами общественной жизни. Его состояние и развитие определяются не только внутренними, но и внешними реалиями – политическими, экономическими, социальными и культурными. Сам контекст существования музея трансформируется на локальном, национальном и глобальном уровнях.  Изменяется роль музея в обществе, выдвигаются новые экономические требования –  музей оказывается в конкурентной среде, где необходимо иметь эффективную стратегию работы и развития. Адаптация к новой ситуации, удовлетворение новых запросов общества – важнейшие факторы, определяющие место и роль музея в будущем.

  • Какова миссия музея сегодня?
  • Как оценить его вклад в существование и процветание общества?
  • Существуют ли адекватные механизмы такой оценки, или результат деятельности музея определяется только финансовой эффективностью?

12:00 – 13:30. Открытие форума «Музейный гид». Пресс-брифинг

Оксана Орачева, генеральный директор Благотворительного фонда В. Потанина

Авторы лучших реализованных проектов XII конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире»

Представители СМИ

Партнеры Благотворительного фонда В. Потанина по ключевым проектам 2016-2017 гг.

13:30 – 15:30 Музей и новая реальность

Пленарная сессия

Cовместно с ИКОМ Россия

На протяжении своей многовековой истории музей всегда был одним из наиболее активно развивающихся культурных институтов. Несомненно, сегодня по широте охвата аудиторий и посещаемости он обладает огромным потенциалом влияния на общественное мнение и формирования повестки в сфере культуры. Темпы развития нашего общества, да и  цивилизации в целом, в последние десятилетия заметно ускорились, но и музеи очень быстро эволюционируют.  Уже через 10 лет они будут совсем иными, нежели сейчас. Пленарная сессия призвана попытаться сформулировать, какое будущее ждет музеи и музейное сообщество.

Модератор: Фекла Толстая, (Москва), журналист, режиссер

Участники:

Энрике Оливейра (Рио-де-Жанейро, Бразилия), исполнительный  директор «Музея будущего» (Museum of Tomorrow)

Марио-Риита Салониеми (Тампере, Финляндия), директор музейного центра Ваприикки в Тампере

Марк О’Нил (Глазго, Великобритания), директор по вопросам политики и исследовательской деятельности Glasgow Life

Томислав Шола (Загреб, Хорватия), основатель и директор конференции «Лучшее в наследии»,

основатель НПО «Ассоциация европейского наследия»

Зельфира Трегулова (Москва), генеральный директор Государственной Третьяковской галереи

Ольга Таратынова (Санкт-Петербург), директор Государственного музея-заповедника «Царское Село» 

15:45 – 17:15 Музей без границ: ломая стереотипы

Подиумная дискуссия

Новая реальность меняет жизнь музея и расширяет его границы, но музей продолжает работать с наследием. Насколько успешно и эффективно музеи справляются со своей миссией? Как они реагируют на вызовы времени, на изменения культурного, экономического, политического, экологического контекста? Как меняются в связи с этим цели и задачи деятельности музея?  Как преодолеть стереотипы и выйти на другой уровень с помощью новых музейных инициатив?

Модератор: Оксана Орачева (Москва), генеральный директор Благотворительного фонда В. Потанина

Участники:

Николя Люччи-Гутников (Париж, Франция), куратор Национального центра искусства и культуры имени Жоржа Помпиду, сокуратор проекта «Коллекция!»

Юлия Пагель (Берлин, Германия), генеральный секретарь Сети европейских музейных ассоциаций

Кирилл Головастиков (Москва), шеф-редактор проекта Arzamas

Арсений Мещеряков (Москва), креативный директор издательства «Агей Томеш/WAM», руководитель Школы дизайна Высшей школы экономики

Алиса Прудникова (Москва), директор по региональному развитию ГМВЦ «РОСИЗО»

Наталия Сергиевская (Москва), заместитель генерального директора по развитию Политехнического музея

17:30 – 19:00 Музей будущего

Case Study

Энрике Оливейра (Рио-де-Жанейро, Бразилия), исполнительный  директор «Музея будущего» (Museum of Tomorrow)

«Музей будущего», или «Музей завтрашнего дня» (Museum of Tomorrow) был открыт в Рио-де-Жанейро в преддверии Олимпийских игр 2016 года. Эффектное футуристическое здание было спроектировано для него студией известного архитектора Сантьяго Калатрава. Об уникальном музее расскажет Энрике Оливейра, исполнительный директор Museum of Tomorrow.

26 мая, пятница. Темы дня: НОВЫЙ КОНТЕКСТ / НОВАЯ АУДИТОРИЯ

Современный музей – не только «сокровищница», но и общественный институт, выполняющий важнейшие просветительские, образовательные и иные социальные функции.  Кроме традиционной заботы о коллекции, ее хранении, пополнении и изучении – стратегическим вопросом для музейного менеджмента становится работа с аудиторией. Музею необходимо  поддержание интереса традиционных посетителей и поиск новых аудиторий, выбор оптимального формата коммуникации с аудиторией и обеспечения ее доступа к возможностям музея. Сегодняшний статус музея требует более внимательного взгляда на посетителя – главного потребителя музейного продукта.

  • Знает ли музей, кто его посетители?
  • Как получить столь необходимую обратную связь с аудиторией?
  • Как использовать опыт психологов и социологов в музейной практике?
  • Должен ли музей учитывать вкусы и потребности посетителей, и каким образом?
  • Как сохранить баланс между независимой стратегией музея и ответом на запрос публики?

10:30 – 12:00. Эффективность музеев: инвестиции в будущее

Подиумная дискуссия

НОВЫЙ КОНТЕКСТ

Дискуссия затрагивает вопросы, очень важные для музеев во всем мире: каковы критерии эффективности их деятельности? Кто и как решает, что тот или иной музей работает эффективно? Достаточно ли измерять эффективность финансовыми показателями или количеством привлеченных посетителей? Или все-таки необходимо, в первую очередь, думать об отдаленном – но неизмеримо более важном результате: инвестировании в человеческий капитал?

Модератор: Анна Кочарова (Москва),журналист, шеф-редактор сайта RIA.RU        

Участники:

Аннемис Брокгарден (Амстердам, Нидерланды), руководитель отдела образования и работы с аудиторией Рейксмузея

Энрике Оливейра (Рио-де-Жанейро, Бразилия), исполнительный  директор «Музея будущего» (Museum of Tomorrow)

Елена Кальницкая (Санкт-Петербург), генеральный директор Музея-заповедника «Петергоф»

Анна Гор (Нижний Новгород), директор Волго-Вятского филиала ГЦСИ-РОСИЗО

Никита Корытин (Екатеринбург), директор Екатеринбургского музея изобразительных искусств

12:15 – 13:45.Точка сборки. Музей и развитие территорий

Подиумная дискуссия

НОВЫЙ КОНТЕКСТ

Успешные музеи могут и должны быть «точкой притяжения». Они становятся символами городов, формируют туристические потоки, влияют не только на культурное, но и на экономическое развитие регионов, привлекают инвестиции. Способны ли музеи вдохнуть новую жизнь в устаревшие объекты и окружающее их пространство, изменить имидж территории? Должны ли они брать на себя эту функцию? Нужны ли музею партнеры и кто они?

Модератор: Татьяна Гафар (Моква), начальник службы развития малых музеев Государственной Третьяковской галереи    

Участники:

Марио-Риита Салониеми (Тампере, Финляндия), директор музейного центра Ваприикки в Тампере

Владимир Гриценко (Тула), директор Государственного военно-исторического и природного музея-заповедника «Куликово поле»

Виктор Шалай (Владивосток), директор Приморского государственного объединенного музея имени В.К. Арсеньева

Алла Хатюхина (Ярославль), директор Ярославского художественного музея

Андрей Шаповалов (Новосибирск), директор Новосибирского государственного краеведческого музея

14:00 – 15:30. Музей будущего – будущее музея

Диалог директоров/Публичное интервью

НОВЫЙ КОНТЕКСТ

Руководители ведущих музеев рассуждают о музее будущего. Ультрасовременный инновационный центр или центр развлечения и досуга? Хранилище коллекций с дополнительными сервисами для специалистов или культурно-просветительский центр для широкой аудитории? Какое будущее ожидает российские и мировые музеи и как быть к нему готовым?

Модератор: Александр Архангельский (Москва), писатель, литературный критик, телеведущий

Участники:

Михаил  Пиотровский (Санкт-Петерург), генеральный директор Государственного Эрмитажа

Марина Лошак (Москва), генеральный директор Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина

Поль Дюжардан (Брюссель, Бельгия), директор Центра изобразительных искусств BOZAR

15:45 – 17:15. Ближний круг: музей и местное сообщество

Подиумная дискуссия

НОВАЯ АУДИТОРИЯ

Музеи как социальные институты вовлечены в многочисленные общественные связи. Ближайшая аудитория – представители местного сообщества, одного из важнейших партнеров музея. Как обеспечить успех этого партнерства? Как проанализировать и оценить потребности местной аудитории? Как наладить обратную коммуникацию и сделать музеи доступными и необходимыми для местных жителей?

Модератор: Юлия Тавризян (Пермь), директор Пермской государственной художественной галереи

Участники:

Юдит Паргаман (Лилль, Франция), директор Музея естественной истории в Лилле

Анна Горская (Муром), заместитель директора по научной и просветительской работе Муромского историко-художественного музея

Наида Дибирова (Махачкала), заместитель директора Музея истории города Махачкалы

Дмитрий Грушевский (Волгоград), научный руководитель АНО «Институт региональной экономики и социального проектирования»

Сергей Каменский (Екатеринбург), директор Музея истории Екатеринбурга

Анна Карпенко (Калининград), куратор фестиваля «Соседи», Виштынецкий эколого-исторический музей

 

17:30 – 19:00. Музей ищет волонтеров?

Круглый стол

НОВАЯ АУДИТОРИЯ

совместно с Ассоциацией менеджеров и Национальным советом по корпоративному волонтерству

Волонтеры – кто они и зачем приходят в музей? Что музей может дать волонтерам и должен ли задумываться о «встречном предложении»? Нужна ли музеям помощь непрофессионалов или корпораций? Могут ли привлечь волонтеров малые музеи или это привилегия крупных культурных институций?

Модератор: Вадим Ковалев (Москва), первый заместитель исполнительного директора Ассоциации менеджеров

Участники:

Пол Балтус (Амерсфорт, Нидерланды), директор Фонда Amersfoort in C

Юдит Паргаман (Лилль, Франция), директор Музея естественной истории в Лилле

Татьяна Гафар (Москва), начальник службы развития малых музеев Государственной Третьяковской галереи

Юлия Мацкевич (Санкт-Петербург), руководитель фестиваля «Детские дни в Петербурге»

 

18:30-20:00. Спектакль «Восстание»

Главная сцена

НОВАЯ АУДИТОРИЯ

Томский областной краеведческий музей им. М.Б. Шатилова

Сухость и абстрактность научных текстов, архивных документов и традиционных музейных экспозиций затрудняет их восприятие посетителем. Документальный спектакль стал ответом на поиск музеем новых форм диалога с аудиторией и расширения круга партнеров и одновременно на стремление театра выйти за рамки классической сценической площадки, найти новые источники для драматургии и формы для работы со зрителем. Конфликтная тема спектакля побуждает зрителя заполнять пробелы в черно- белом и фрагментарном представлении о советском прошлом, формировать навыки работы с документальными источниками, соотносить микро и макро уровни исторического процесса.

Проект - «Чаинское крестьянское восстание (опыт документального спектакля в музее)»

Руководитель - директор Томского областного краеведческого музея им. М.Б. Шатилова Святослав Перехожев, драматург - Михаил Калужский, режиссер - Вячеслав Гуливицкий, сценограф - Алена Шафер

Партнер проекта - Томский областной театр юного зрителя

27 мая, суббота. Тема дня: НОВАЯ АУДИТОРИЯ

Задача современного музея – снять барьеры перед своей аудиторией, привлечь ее и вдохновить. Музей ищет новые формы работы с посетителем: знания и ценности, накопленные музеем, должны быть представлены доступно, увлекательно и эффективно; одним из самых важных вопросов становится адаптация подачи материала  для привлечения различной аудитории.  Музей сегодня – это пространство эмоций и уникального опыта. Привычные музейные экспликации, экскурсии как основной формат посещения музеев, не только трансформируются, но и дополняются новыми формами работы и взаимодействия с посетителями. Неотъемлемой частью жизни музея и работы с аудиторией становятся новые технологии.

  • Современный музей стремится быть открытым для всех –  но так ли это просто осуществить на практике?
  • Как ориентироваться в этом разнообразии образовательных, социальных, культурных различий? Как использовать опыт психологов и социологов в музейной практике?
  • Можно ли сохранить баланс интересов различных групп музейных посетителей?

10:30– 12:00. Открыты для всех? Особый посетитель

Подиумная дискуссия

Внимание музея к «особому посетителю» сегодня, в основном, понимается как его оснащение пандусами, лифтами, специальной навигацией и другими приспособлениями для посетителей с ограниченными возможностями здоровья.  В билетной политике музея отражается понимание, что посетители могут различаться по финансовым возможностям. Но сохраняется ли представление о дифференцированности музейной аудитории за пределами кассы и подъемного механизма? Может ли каждый посетитель в музее стать «особым»? Сколько «особых» групп можно выделить? Как должна выстраиваться экспозиция и музейные программы с учетом их потребностей и возможностей?

Модератор: Елизавета Фокина (Москва), генеральный директор Государственного историко-архитектурного, художественного и ландшафтного музея-заповедника «Царицыно»

Участники:

Пол Балтус (Амерсфорт, Нидерланды), директор Фонда Amersfoort in C

Марина Лылова (Воронежская область), директор Природного, архитектурно-археологического музея-заповедника «Дивногорье»

Дмитрий Поликанов (Москва), президент Благотворительного фонда «Фонд поддержки слепоглухих «Со-единение»

Зоя Попова (Санкт-Петербург), исполнительный директор Фонда содействия решению проблем аутизма «Выход в Петербурге» (Центр «Антон тут рядом»)

Татьяна Пчелянская (Санкт-Петербург), заместитель директора по развитию Государственного музея истории религии

Ирина Прохорова (Омск), заведующая организационным сектором отдела просвещения и музейной педагогики Омского областного музея изобразительных искусств имени М.А.Врубеля

12:15–13:45. Смотрите, кто пришел! Аудитория будущего

Междисциплинарная дискуссия

Новая аудитория, которая придет в музей будущего, существует в новой реальности – экономической, политической, виртуальной. Как музею преодолеть свои границы и выстроить связь с этим новым посетителем? Какие шаги сделать навстречу зрителю будущего? Как использовать наработки психологов и социологов в музейной практике? На каком языке говорить с сетевым поколением, “поколением Y и Z”?

Модератор: Олег Паченков (Санкт-Петербург), директор Центра социологических исследований Европейского университета

Участники:

Аннемис Брокгарден (Амстердам, Нидерланды), руководитель отдела образования и работы с аудиторией Рейксмузея

Гордон Райн (Осло, Норвегия), партнер, старший дизайнер дизайн-бюро Expology

Юлия Глазырина (Пермь), заведующая отделом природы Пермского краеведческого музея

София Кудрявцева (Санкт-Петербург), заведующая Молодежным образовательным центром Государственного Эрмитажа

Александра Селиванова (Москва), старший научный сотрудник Музея Москвы

Марина Рупасова (Ижевск), заместитель директора выставочного центра «Галерея»

14:00 – 15:30. Современное искусство: исследуем реальную и перспективную аудитории

Дискуссия-презентация проекта

Презентация межмузейного межрегионального проекта “Исследование аудитории современного искусства в крупных городах России». Представление основной идеи и инструментария проекта, а также первых результатов, полученных в ходе пилотного исследования. В презентации принимают участие члены рабочей группы и приглашенные эксперты. 


Модератор: Дмитрий Москвин, (Екатеринбург), руководитель научно-просветительского отдела Уральского филиала ГЦСИ-РОСИЗО  

Участники:

Мария Бурлуцкая (Екатеринбург), кандидат социологических наук, заместитель генерального директора по развитию фонда «Социум»

Лариса Петрова (Екатеринбург), кандидат социологических наук, проректор по научной и нновационной работе Екатеринбургской академии современного искусства

Алиса Прудникова (Москва), директор по региональному развитию ГМВЦ «РОСИЗО»

15:45 – 16:45. Современные технологии в исследовании аудитории музея

Case-study

Гордон Райн (Осло, Норвегия), партнер, старший дизайнер дизайн-бюро Expology

Организуя взаимодействие посетителя и музейных объектов с помощью современных медиа, специалисты норвежского бюро Expology пробуждают интерес и вдохновение у аудитории – и получают обратную связь, позволяющую лучше понять современного зрителя.

17:00 – 18:15. Учиться в музее, учиться у музея!

Подиумная дискуссия

Музей всегда был важным инструментом просвещения, транслятором культурных, исторических, а также морально-этических ценностей. Музейные коллекции обладают огромным научным и информационным потенциалом. Какая же роль отводится музею в пространстве современного образования? Какими ресурсами он должен обладать для осуществления образовательной деятельности?  Каков особый потенциал, институциональные, методологические, инструментальные возможности музейного образования?

Модератор: Юлия Шахновская (Москва),генеральный директор Политехнического музея

Участники:

Юлия Вронская (Тульская область), заведующая отделом международных литературных проектов  Государственного мемориального и природного заповедника «Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна»

Анастасия Журавлева (Московская область), заместитель директора по науке Государственного литературно-мемориального музея-заповедника А.П. Чехова «Мелихово»

Маргарита Обшивалкина (Казань), заведующая отделом музейной педагогики Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан

Софья Пантюлина (Москва), заместитель директора Зоологического музея МГУ им. М.В. Ломоносова

Юлия Тавризян (Пермь), директор Пермской государственной художественной галереи

18:30-19:30. Публичное интервью

Модератор: Михаил Гнедовский (Москва), член Президиума ИКОМ России, ведущий аналитик Московского центра музейного развития  

Участник: Юлия Пагель (Берлин, Германия), генеральный секретарь Сети европейских музейных ассоциаций

В интервью с Юлией Пагель речь пойдет о новейших тенденциях в музейном деле Европы, о различных национальных стратегиях развития музейного сектора и о роли сетевых организаций в развитии музейной профессии.

28 мая, воскресенье. Тема дня: НОВЫЙ ЯЗЫК

Находясь в эпицентре современных разнонаправленных требований, музей ищет новые формы работы с посетителем, стремясь представить накопленные знания и ценности наиболее выигрышным, доступным и запоминающимся образом, адаптировать средства подачи материала для привлечения новых разнообразных аудиторий. Задача современного музея, ориентированного на посетителя, в том, чтобы убрать возможные барьеры, вовлечь, вдохновить. Музей сегодня – это пространство эмоций и уникального опыта.  Традиционные музейные этикетки, а также экскурсия как основной формат посещения музеев трансформируются и широко дополняются новыми формами работы и новыми музейными продуктами.  Новые технологии становятся неотъемлемой часть жизни музея и организации зрительского опыта.

  • Какие новые формы взаимодействия с посетителем предлагает музей?
  • Как правильно найти баланс между  новыми технологическими возможностями и традиционными способами показа музейного предмета?
  • Каков он  –  новый язык музея будущего?

10:30 – 12:00. Технологично и практично: музей как центр инноваций

Подиумная дискуссия

Современные технологии предлагают множество новых интересных решений для музейных экспозиций: тачскрины, интерактивные карты, виртуальные конструкторы, мобильные приложения, оптические иллюзии, объемный звук, дополненная реальность  и пр. Технические новинки способны сделать общение с музейными экспонатами более увлекательным, а также помочь музею полнее представить коллекцию. Какие средства стоит использовать, а что может оказаться дорогой, но бесполезной игрушкой? Как сбалансировать традиционный и технологичный подходы? Как обогатить экспозицию и посетительский опыт с помощью новых технических средств, не мешая восприятию подлинных музейных объектов в их целостности и уникальности?

Модератор: Владимир Определенов (Москва), заместитель директора по информационным технологиям Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина

Участники:

Филип Теффт (Лондон, Великобритания), директор лондонского офиса бюро Ральфа Аппельбаума (RAA)

Гордон Райн (Осло, Норвегия), партнер, старший дизайнер дизайн-бюро Expology

Дина Сорокина (Екатеринбург), директор Музея Б.Н. Ельцина, Президентский центр Бориса Ельцина

Наталья Ланкова (Тольятти), директор Тольяттинского краеведческого музея

Юлия Купина (Санкт-Петербург), заместитель директора Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН (Кунсткамера)

12:15 – 14:15. Шоу-рум музейных дизайнеров

Музеи заинтересованы в том, чтобы представлять свои экспозиционные идеи наиболее современным и привлекательным для зрителя способом. В этом им могут помочь архитекторы, дизайнеры и художники,  специализирующиеся в области музейного дизайна. Свои музейные проекты представляют ведущие российские музейные дизайнеры .

Модератор: Елена Коловская (Санкт-Петербург),директор Фонда «ПРО АРТЕ», руководитель Петербургской биеннале музейного дизайна   

Участники:

Екатерина Бочавар (Москва), художник, экспозиционер, куратор

Ольга Трейвас (Москва), бюро Form Bureau

Егор Ларичев, Дмитрий Барьюдин (Москва), архитектурное бюро КОНТОРА

Глеб Фильштинский (Санкт-Петербург), художник, дизайнер, художественный руководитель студии «Шоу-консалтинг»

Андрей Шелютто (Санкт-Петербург), дизайнер, художник, арт-директор журнала «Эрмитаж»

 

14:30–16:30. Больше, чем экспонат? Музей + проект

Дискуссия-презентация

Современный музей ищет новые способы взаимодействия с аудиторией. Коллекция дает импульс и становится поводом для диалога, но музей стремится выйти за рамки «общения с музейным предметом» и найти возможность воздействовать на зрителя эмоционально. Спектакли, квесты, прогулки, игры, компьютерные приложения – разнообразные новые проекты привносят совершенно иные форматы разговора с посетителем. Какие новые подходы разрабатывают музеи, чтобы привлечь аудиторию и обогатить ее общение с музейной коллекцией?

Модератор: Юлия Демиденко (Санкт-Петербург), член ИКОМ, член Союза музеев России, заместитель директора по науке Государственного музея истории Санкт-Петербурга (2002- 2017)          

Участники:

Сергей Каменский (Екатеринбург), директор Музея истории Екатеринбурга, руководитель проекта «Уралмаш: производство будущего»

Екатерина Ойнас (Коломна), исполнительный директор музея-резиденции «Арткоммуналка. Ерофеев и Другие» в Коломне

Святослав Перехожев (Томск), директор Томского областного краеведческого музея имени М.Б. Шатилова, руководитель проекта «Чаинское восстание (опыт документального театра в музее)»

Анна Пьянкова (Екатеринбург), директор Уральского филиала ГЦСИ-РОСИЗО, руководитель проекта Спектакль-променад «Школа»

16:30 – 17:30. Новые экспозиционные решения – опыт RAA

Case study

Филип Теффт (Лондон, Великобритания), директор лондонского офиса бюро Ральфа Аппельбаума (RAA)

Музей будущего подразумевает новые подходы к музейному проектированию, тесное взаимодействие со специалистами самых разных профилей и изобретение новых форматов музейных экспозиций. Филип Теффт представит уникальные проекты всемирно известного дизайн-бюро Ральфа Аппельбаума (RAA).

17:30 – 18:30. Церемония награждения победителей конкурсов «Музейный гид» и «Меняющийся музей в меняющемся мире»

Главная сцена

29 мая, понедельник.Тема дня: НОВЫЙ ЯЗЫК

Музеи находятся в поисках нового языка не только в общении со своим посетителем – коммуникационные стратегии музеев подразумевают умение выстраивать партнерские отношения с медиа, находить точки соприкосновения и работать вместе.

  • Какие новые возможности находятся на пересечении интересов музеев и СМИ?
  • Как находить новые форматы взаимодействия?

10:30 – 12:00. Говорит и показывает музей (Музеи и СМИ)

Подиумная дискуссия

Премия «Искусный глагол» учреждена Государственным Эрмитажем, Фондом Владимира Потанина и Екатеринбургским музеем изобразительных искусств для региональных журналистов, пишущих о культуре и работающих в городах, где существуют или будут создаваться  региональные центры Эрмитажа. В 2016 году конкурсы прошли в Екатеринбурге, Омске, Владивостоке и Калуге. Лауреаты премии «Искусный глагол» и известные российские журналисты обсудят вопросы взаимодействия музеев и СМИ, поделятся своим профессиональным опытом.

Модератор: Евгения Гершкович (Москва), журналист

Участники:

Никита Корытин (Екатеринбург), директор Екатеринбургского музея изобразительных искусств

Светлана Веретенникова (Омск), комментатор редакции тематических программ АО «ОРТРК» (12 канал)

Ирина Киселева (Екатеринбург), радио «Эхо Москвы в Екатеринбурге», лауреат премии «Искусный глагол» 2016

Мария Кравцова (Москва), шеф-редактор «Артгид»

Милена Орлова (Москва), главный редактор The Art Newspaper Russia

12:15-14:00. Новый формат: арт в музее

Подиумная дискуссия

Арт-резиденции в музеях – сравнительно новый опыт для отечественной музейной практики, хотя достаточно давно используется зарубежными культурными институциями. Что может привлечь в музей художников, фотографов, авторов перфоманса? Какие задачи работы с аудиторией музея, помимо развлекательной,  может решать резиденция? Каковы особенности музейной резиденции? Что является результатом взаимодействия музея с художниками? Как оценить его востребованность и эффективность?

Модератор: Анастасия Патлай (Москва), режиссер, актриса, Театр. Doc

Участники:

Кристина Горланова (Екатеринбург), заведующая фотографическим музеем «Дом Метенкова», филиалом Музея истории Екатеринбурга

Екатерина Ойнас (Коломна), исполнительный директор музея-резиденции «Арткоммуналка. Ерофеев и Другие» в Коломне

Наталья Поленова (Тула), директор Государственного мемориального историко-художественного и природного музея-заповедника В.Д. Поленова.

 

Лаборатория «Музейного гида»

25 мая, четверг. Тема дня: НОВЫЙ КОНТЕКСТ – реагируя на изменения

13:00 – 17:30. ЧТО БУДЕТ ВАЖНО ЗАВТРА?

Мини-сессии экспертов и практиков по заданной теме.

Модератор:

Екатерина Гандрабура (Москва), эксперт проектов территориального и музейного развития, куратор социокультурных проектов, эксперт и член совета партнерства Ассоциации менеджеров культуры.

13:00 — 14:00. КАК ИЗМЕНИЛАСЬ И МЕНЯЕТСЯ ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ АУДИТОРИЯ МУЗЕЯ СЕГОДНЯ?

Экспертное сообщение. Дискуссия с аудиторией.

Алиса Максимова (Москва), социолог, приглашенный преподаватель магистерской программы «Прикладная культурология» (профиль «Музейное дело») Школы культурологии НИУ «Высшая школа экономики».

На основе анализа результатов зарубежных и российских исследований мы охарактеризуем современную потенциальную аудиторию музеев. Каковы интересы этих людей, как они проводят свободное время? Что в музеях уже есть, чтобы их заинтересовать, и чего не хватает? С кем приходится конкурировать за внимание публики? Мы поговорим о том, меняется ли со временем портрет «не-посетителя», насколько значимым барьером является плата за вход и как привлечь молодежь в музей.

14:00 — 15:30. БУДУЩЕЕ КОММУНИКАЦИЙ: СТРАТЕГИИ, ИНСТРУМЕНТЫ И ПРАКТИКИ

Экспертное сообщение. Мастер-класс по сторителлингу.

Ведущий: Юлия Грязнова (Москва), исполнительный директор Российской ассоциации по связям с общественностью.

Современные тренды в коммуникации представляют серьезный вызов для музеев, потому что из множества трендов, пожалуй, самые сложные для музеев - это персонализация коммуникаций и обязательность «вовлечения» (engagement). Это самое «вовлечение» часто сводится к «развлечению», снижая собственно содержательную составляющую коммуникации. Для музея именно это вызов - как создать максимальную вовлеченность, не уходя в редукцию, упрощение, вплоть до потери культурно-исторического содержания, хранителем которого музей является? На мастер-классе будут представлены техники создания историй – реальных и написанных, которые могут помочь в решении данного вопроса.

15:30 — 17:30. РАБОТА С ПРОШЛЫМ В БУДУЩЕМ. ЧТО БУДЕТ ВАЖНО И ЗНАЧИМО ЗАВТРА?

Экспертное сообщение. Игра – форсайт.

Ведущий: Артем Желтов (Санкт-Петербург), футуролог, эксперт группы «Конструирование будущего».

Еще вчера сегодня было завтра. Классики футурологии восторженно описывали наступающую информационную революцию, общественные деятели призывали к свободе информации в интернете, а каждый музей должен был обзавестись веб-сайтом. Завтра наступило, и совсем скоро мир вот-вот в очередной раз радикально изменится. Наступает революция «дополненной реальности», искусственные интеллекты придут и молча поправят все, а каждый музей должен обзавестись роботом-экскурсоводом. Как музеям жить в непрерывно наступающем светлом завтра? Чего ждать от очередной волны новых технологий? И как работать с памятью о прошлом в условиях диктатуры будущего?

17:30 — 19:00. РАЗВИТИЕ ЦЕЛЕВЫХ КАПИТАЛОВ В РЕГИОНАЛЬНЫХ МУЗЕЯХ.

Семинар.

Ведущий: Алексей Матвеев (Омск), исполнительный директор Фонда развития Музея имени М. А. Врубеля.

В рамках семинара будут рассмотрены основы законодательства РФ о целевых капиталах и

необходимые факторы для создания фонда целевого капитала. На примере создания Фонда развития Музея имени М. А. Врубеля мы обсудим особенности проектного подхода, сложности и главные ошибки на пути реализации, а также конкретную пошаговую стратегию взаимодействия с благотворителями.

26 мая, пятница. Темы дня: НОВЫЕ АУДИТОРИИ: знакомые и незнакомые

10:00 - 17:30. СЕГМЕНТИРУЕМ АУДИТОРИЮ - УТОЧНЯЕМ ЗАПРОСЫ.

Мини-сессии экспертов и практиков по заданной теме.

Модератор:

Юлия Мацкевич (Санкт-Петербург), руководитель фестиваля «Детские дни в Петербурге».

10:00 — 11:00. СТАРШЕЕ ПОКОЛЕНИЕ В МУЗЕЕ.

Экспертное сообщение.

Татьяна Дроздова (Москва), основатель лаборатории Young Old по созданию образования, продуктов и инфраструктуры для старшего возраста.

Рост пожилого населения  планеты заставляет экономистов, социологов, врачей, философов, архитекторов и других специалистов по-новому смотреть на феномен старости. В современном  мире высоких технологий и принципиально новых возможностей иначе устроены культурные границы поколений. Какие особенности старшей аудитории важно учитывать музейщикам при создании специальных музейных программ? Как организовать пространство? Как построить коммуникацию?

11:00 — 12:00. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ПОДРОСТКОМ: КАК ПРИНЯТЬ ВЫЗОВ?

Игра-тренинг.

Ведущий: Лина Коган-Лернер (Москва), системный семейный психотерапевт, преподаватель программы «Системная семейная психотерапия» НИУ «Высшая школа экономики».

Подростки считаются одной из самых непростых аудиторий для музея. Зачастую  недопонимание возникает от отсутствия коммуникации между музеем и подростком, и, как следствие, отсутствие мотивации у первых к посещению музея, а у музейных сотрудников — отсутствие адекватного предложения для этой аудитории. Чтобы преодолеть этот барьер, необходимо, прежде всего, понимать, кто такой современный подросток, что в их поведении диктует психология и физиология, а что — сиюминутная мода. На игре-тренинге предлагается рассмотреть риски и возможности работы с подростками сегодня.

12:00 — 13:30. МИГРАНТЫ В МУЗЕЕ: МИФЫ, ПРЕДРАССУДКИ И РЕАЛЬНОСТЬ.

Мастер-класс.

Ведущие:

Анна Шевцова (Москва), д. и. н., профессор Московского государственного педагогического университета;

Иван Гринько (Москва), к. и. н., Доцент МВШСЭН, Директор НП «Центр по изучению и популяризации культур народов мира «Проект Этнология»»

Современный мир — это мир миграций, и наша страна не является исключением. Несмотря на экономический кризис Россия занимает третье место в мире по абсолютному числу мигрантов. Это вкупе с предрассудками и фобиями приводит к социальному напряжению: по последним данным «Левада-центра» (апрель 2017 года), половина россиян нетерпимо относится к мигрантам.

Мировое музейное сообщество активно включилось в работу с темой миграции, однако в России это направление практически не разрабатывается.

В рамках мастер-класса будут проанализированы особенности данной целевой аудитории, рассмотрены базовые модели проектов по теме миграции и выявлены историко-культурные ресурсы для подобных проектов.

13:30 — 14:30. МУЗЕЙ И АУДИТОРИЯ 30+: ВЕЕР ПОТРЕБНОСТЕЙ.

Представление успешных практик взаимодействия.

Модератор:

Антон Вальковский (Волгоград), независимый куратор, менеджер социокультурных проектов, преподаватель, к. ф. н.

Участники:

Светлана Короленко (Иваново), президент Фонда «Артель. Палех», руководитель проекта «Монументальный Палех: фрески советских дворцов»;

Татьяна Вострикова (Пермь), зам. директора Пермского краеведческого музея;

Евгения Семенова (Владивосток), зам. директора Приморского объединенного музея им. В. К. Арсеньева.

При проектировании музейных сервисов для аудитории 30+ многие сотрудники музеев приходят к осознанию крайней неоднородности этой целевой группы и необходимости ее более детальной и внимательной сегментации по культурным предпочтениям и потребностям.

Дальнейшее исследование аудиторий демонстрирует самую широкую вариативность мотивации посещения музея: для одних — ключевым оказывается чувство ностальгии, для других — соучастие в музейной деятельности, для третьих — приобретение новых профессиональных компетенций и чувство сопричастности профессиональному сообществу.

Какие особенности работы музея являются определяющими для аудитории 30+? Как грамотно вовлекать посетителей в музейные проекты, выстроить таргетинг и межинституциональное сотрудничество?

14:30 — 16:00. ПОСТСОВЕТСКИЕ ГОРОДСКИЕ СООБЩЕСТВА. ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ.

Практикум.

Ведущий: Свят Мурунов (Москва), руководитель Центра прикладной урбанистики.

Каковы современные технологии работы с сообществами? Какова роль культурных институций? В рамках практикума будут рассмотрены основные понятия и инструменты исследования сообществ: таблица типов сообществ, карта городских сообществ, социальные компетенции лидеров сообществ, жизненный цикл городских сообществ, а также технология создания условий для возникновения/усложнения сообществ.

16:00 — 17:30. МУЗЕЙНЫЙ ЦЕНТР ВАПРИИККИ: БОЛЬШЕ, ЧЕМ МУЗЕЙ.

Case-study.

Модератор: Юлия Глазырина (Пермь), заведующая Отделом природы Пермского краеведческого музея

Участник: Марио-Риита Салониеми (Тампере, Финляндия), директор Музейного центра Ваприикки.

Трансформация недействующей фабрики в европейской провинции — задача не новая, но музейный центр Ваприикки в финском городе Тампере справился с ней так деликатно и прогрессивно, что этот опыт заслуживает особого внимания. С одной стороны, здесь разместились несколько государственных и частных музеев, и это очень удачный пример государственно-частного партнерства, который может стать модельным. Многие из этих музеев имеют национальное значение (например, музей хоккея). С другой стороны, краеведческий, по сути, музей в провинциальном городе организует выставки-блокбастеры, которые звучат далеко за пределами Финляндии (в том числе, в партнерстве с российскими и китайскими музеями).

17:30— 19:00. ТЕАТРАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МУЗЕЕ: ОТ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ ДО ПАРТНЕРСТВА. 

Мастер-класс

Ведущий: Анастасия Патлай (Москва), режиссер Театра.doc, куратор театральной программы Сахаровского центра.

Взаимодействие театра и музея — уже ставшая традиционной практика. Однако в последние годы проникновение театральных приемов и технологий в музейную деятельность значительно расширилось. Зачем театр нужен музею? Какие театральные технологии актуальны и соответствуют музейной деятельности? Этому посвящен мастер-класс от театрального режиссера.

27 мая, суббота. Тема дня: НОВОЕ ЗНАНИЕ: проектируя современную музейную экспозицию.

10:00—11:30. ПРОЖЕКТОР. ИГРА ПО РАЗВИТИЮ НАВЫКОВ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ.

Ведущий: Евгений Мачнев (Санкт-Петербург), генеральный директор компании ЕВМ.

«Прожектор» - это первая настольная деловая игра в России, материалом для нее стали реально социально значимые практики стипендиатов и грантополучателей Фонда. «Прожектор» позволяет быстро разобраться в основах социального проектирования. Игроки получают представление о постановке задач, логике проекта и работе команды. Игроки не только сориентируются в логико-структурной схеме проектов на основе реализованных кейсов, но и будут иметь возможность улучшить их со своей экспертной позиции.

11:30—13:30. СОВРЕМЕННАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ: О ЧЕМ, КАК И ДЛЯ ЧЕГО?

Публичное интервью с кураторами экспозиций и выставок, открывшихся в 2016—2017 г.

Модератор:

Леонид Копылов (Санкт-Петербург), музейный эксперт, президент Общественного благотворительного фонда «Клуб друзей Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме».

Участники:

Мария Букова (Красноярск), директор Красноярского музейного центра, руководитель проекта «Советская изнанка»;

Марина Краснова (Москва), заместитель директора по развитию Государственного музея В. В. Маяковского, сокуратор выставочного проекта «Булгаков vs Маяковский»;

Иван Крюков (Хабаровск), замдиректора Хабаровского краевого музея им. Н. И. Гродекова, руководитель проекта «Деньги гражданской войны. Игра престолов»;

Елена Петухова (Благовещенск), заместитель директора Амурского областного краеведческого музея, куратор экспозиционного проекта «Чердак. Истории»;

Анна Щербакова (Владивосток), сокуратор экспозиции «Тихоокеанское время. Открытые морские залы»;

Александр Шабуров (Москва), куратор выставочного проекта музея PERMM «Мои университеты. К 100-летию Пермского университета».

Какие темы попадают в фокус внимания создателей экспозиции сегодня? Какие задачи решает их экспозиционное высказывание? По каким правилам создается этот сложный продукт, который называется современная экспозиция?

На сессии будут представлены экспозиционные и выставочные проекты, открывшиеся в региональных и столичных музеях в течение последних двух лет. Профессиональный диалог их кураторов будет посвящен особенностям экспозиционного проектирования, предъявлению коллекций, традиционным и нетрадиционным способам их интерпретации.

13:30— 15:00. БОЛЬШИЕ ВОЗМОЖНОСТИ НЕБОЛЬШОГО РЕГИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ.

Публичное интервью.

Модератор: Кристина Горланова (Екатеринбург), заведующая отделом Музея истории Екатеринбурга «Фотографический музей «Дом Метенкова».

Участник: Юдит Паргаман (Лиль, Франция), директор Музея естественной истории, этнологии и промышленности.

Что общего между небольшим французским музеем и российским региональным музеем? Общие проблемы. Музей из города Лилль ведет активную работу по привлечению посетителей, партнеров, спонсоров. Единственный способ активно и эффективно работать при сокращении финансирования французские коллеги видят в активной деятельности, позволяющей музею быть видимым и значимым в регионе.

15:00 — 16:30. ЭКСПОЗИЦИОННЫЕ РЕШЕНИЯ ДЛЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ МУЗЕЕВ.

Экспертное сообщение.

Модератор: Кристина Горланова (Екатеринбург), заведующая отделом Музея истории Екатеринбурга «Фотографический музей «Дом Метенкова».

Участник: Филипп Теффт (Лондон), директор лондонского офиса бюро Ральфа Аппельбаума (RAA).

Бюро Ральфа Аппельбаума — одна из самых известных и крупнейших компаний — разработчиков музейного дизайна, имеющая представительство во многих городах мира и работающая с разными музеями. Директор лондонского офиса представит опыт работы с английскими музеями, расскажет о том, что важно сейчас учитывать при разработке дизайн-проекта музейной экспозиции, какие из приемов могут быть использованы в практике российских музеев. Значит ли красивый и эффективный дизайн — это только дорого?

16:30 — 17:30. ЛОГИСТИКА - ЭТО ДВИЖЕНИЕ.

Опыт создания частного музея. Публичное интервью.

Модератор: Ирина Киселева (Екатеринбург), журналист радиостанции «Эхо Москвы», лауреат премии «Искусный глагол».

Участник: Максим Максимов (Санкт-Петербург), директор частного Музея логистики, руководитель проекта «Логистика — это движение!».

Как создать музей «с нуля» за короткий срок? Какие риски ждут амбициозного руководителя подобного проекта? Как сформировать круг единомышленников и партнеров вокруг создания музея? О своем опыте реализации проекта по созданию  частного музея, посвященного не самой известной теме, расскажет Максим Максимов — руководитель проекта «Логистика — это движение!»

17.30-19.00. СЦЕНОГРАФИЯ МУЗЕЙНОЙ ЭКСПОЗИЦИИ.

Лекция.

Ведущий: Алексей Трегубов (Москва), главный художник московского театра «Школа современной пьесы», художник и дизайнер выставочных и экспозиционных проектов.

В последние годы, говоря о проектировании музейной экспозиции, все чаще и чаще наряду с дизайном пространства, специалисты говорят о сценографии — особом способе проектирования пространства экспозиции и выставки. В чем особенность данного подхода? Какие возможности он дает для музеев в проектировании выставок и экспозиций?

28 мая, воскресенье. Тема дня: PROJECT STUDY: новые тенденции

10:00—12:00. СЛОЖНОСТИ БЫСТРОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ. АНАЛИЗ НЕУДАЧ НА ПУТИ К УСПЕХУ.

Интервью и дискуссия.

Выступление победителей музейных программ Благотворительного фонда В. Потанина и музейных профессионалов с рассказом об ошибках на пути к реализации замысла.

Модератор:

Марина Чередниченко (Москва), консультант в сфере социально-культурного проектирования, стратегического управления, культурной политики, государственного управления в сфере культуры.

Участники:

Дмитрий Грушевский (Волгоград), руководитель Института региональной экономики и социального проектирования, руководитель проекта «Извините, Вы не видели Лосева?»;

Екатерина Змеева (Ярославль), научный сотрудник Ярославского музея-заповедника, руководитель проекта «Предметный разговор»;

Сергей Каменский (Екатеринбург), директор Музея истории Екатеринбурга, руководитель проекта «Уралмаш: производство будущего»;

Софья Кондратьева (Воронеж), заведующая отделом музейной деятельности Музея-заповедника «Дивногорье»;

Людмила Кривцова (Палех),вице-президент Фонда «Артель. Палех», руководитель проекта «Монументальный Палех: фрески советских дворцов»;

Мария Макурова (Челябинск), заместитель директора Музея-заповедника «Аркаим», руководитель проекта «Парк Аркаимского периода».

Сессия посвящена профессиональной рефлексии победителей музейных конкурсов Благотворительного фонда В. Потанина разных лет. Авторы и руководители представят свой опыт неудач в реализации проектов: можно ли учесть все риски на стадии проектирования? Как превратить неудачу в положительный результат? Какие типичные ошибки совершаются в проектировании и в реализации проекта?.

12:00— 13:30. МЕЖМУЗЕЙНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО: ОПЫТ, ВОЗМОЖНОСТИ И РИСКИ.

Круглый стол.

Модератор:

Софья Пантюлина (Москва), руководитель межмузейного проекта «Семейное путешествие».

Участники:

Юлия Тавризян (Пермь), директор Пермской государственной художественной галереи;

Дмитрий Москвин (Екатеринбург), начальник образовательного отдела Уральского филиала ГЦСИ-РОСИЗО, соруководитель проекта «Культура как предприятие: новая роль культурной экономики»;

Виктор Шалай (Владивосток), директор Приморского объединенного музея им. В. К. Арсеньева, руководитель проекта «Коллекционируя Россию».

В рамках сессии будут представлены проекты — победители  отбора на выделение специальных грантов по реализуемой Благотворителем благотворительной программе «Музейный десант».

Объединяет все эти проекты межмузейное сотрудничество нескольких институций, находящихся в различных российских регионах. Как выстраивать коммуникацию между музеями-партнерами в большой стране? Почему важно объединять усилия? С какой целью происходит это объединение?

13:30 — 15:00. КАК ПРИВЛЕЧЬ ЛЮДЕЙ В МУЗЕЙ ЧЕРЕЗ ОНЛАЙН-ИСТОРИИ?

Тренинг.

Ведущие: Алексей Ница (Москва), event-редактор Теплицы социальных технологий, автор видеоуроков и скринкастов;

Влад Лавриченко (Москва), event-менеджер Теплицы социальных технологий.

Участники познакомятся с инструментами для создания информационных медиапроектов (таймлапс, одностраничные проекты). Также будут рассмотрены вопросы правильного выбора формы мультимедийного проекта в соответствии с его содержанием.

15:00—16:30. HISTORY: ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ.

Мастер-класс Московской высшей школы социальных и экономических наук.

Ведущий: Артем Кравченко (Москва), преподаватель Московской высшей школы социальных и экономических наук, сооснователь Лаборатории публичной истории

Сегодня миллионы людей интересуется прошлым своей семьи, своего города и своей страны. История становится местом яростных баталий и непримиримых конфликтов, события, случившиеся сотни лет назад, будоражат воображение не меньше, чем текущие новости. Как музей сегодня может работать с технологиями public history? Почему сегодня важно не только показывать исторические события в экспозиции музея, а еще и приглашать к диалогу и переживанию зрителей/посетителей?

16.30-17.30. МЕДИАТОР — ИСКУССТВО С УДОВОЛЬСТВИЕМ.

Презентация опыта

Ведущий: Ольга Шишко (Москва), куратор, заведующая отделом кино- и медиаискусства ГМИИ им. А. С. Пушкина.

В рамках сессии будет представлен практический опыт реализации проекта ГМИИ им. А. С. Пушкина «Открытая лаборатория». Основной целью проекта  является подготовка специалиста новой формации — куратора, теоретика искусства, арт-критика, медиатора, который совмещает теоретические знания в области современного искусства, кураторства, арт-менеджмента и практический опыт участия в выставочных проектах.

29 мая, понедельник. Тема дня: ПРАКТИКУМ

10:00 — 12:00. СТРАТЕГИЯ МУЗЕЯ.

Командная игра.

Ведущий: Лидия Лобанова (Москва), куратор совместной программы «Прикладная культурология»  Политехнического музея и НИУ «Высшая школа экономики».

Командная игра для музейных профессионалов, помогающая в разработке комплексной стратегии или отдельных направлений деятельности музея. Более 100 карт с вопросами для «внутреннего аудита» и «подсказками» — трендами, рисками и лучшими практиками.

14:00. Индивидуальные консультации победителей музейных программ Благотворительного фонда В.Потанина с экспертами.