Программа форума

Программа форума будет проходить на трех площадках. Дискуссионная площадка  − место основных событий форума: дискуссий, презентаций, лекций, интервью. Здесь будут обсуждаться взаимоотношения музеев и местных сообществ, способы коммуникации современного музея и поиск дополнительных финансовых ресурсов. Лаборатория Музейного гида — пространство мастер-классов, тренингов и экспертных консультаций. 

Экспозиционная часть представляет программы Фонда, ключевые результаты деятельности за 2015 год и итоги лучших реализованных проектов XI конкурса программы «Меняющийся музей в меняющемся мире», демонстрирует на их примерах различные векторы движения музейного сообщества. 

 

ПРОГРАММА ФОРУМА С ОПИСАНИЕМ ДИСКУССИЙ И УЧАСТНИКАМИ в формате PDF

Дискуссионная площадка

13 мая, пятница. Тема дня: «Идентичность»

<Задача первого дня деловой программы — определиться с местом и ролью музея в современном контексте (социальном, культурном, образовательном, возможно даже политическом). Современные музеи превращаются в многофункциональные просветительские комплексы или примеряют на себя роль локальных социальных центров, поддерживают развитие современной культуры/искусства в регионе или заполняют лакуны в образовательной повестке – на первый план выходят новые функции, которые требуют от музеев осознания нового пространства ответственности и уточнения собственной позиции. Кризис идентичности затрагивает не только институции, но и собственно музейных профессионалов — требуется обсуждение актуальных профессиональных стандартов. 

13:00—13:30 Официальное открытие программы форума «Музейный гид»

Публичное интервью О. И. Орачевой, Генерального директора Благотворительного фонда В. Потанина

13:30—15:00 «Матрица музея. Культурные институции в поиске идентичности»

Подиумная дискуссия

Модератор: Ксения Чудинова, директор по внешним связям проекта «Сноб», радиоведущая «Говорит Москва», г. Москва.

Нас захватывает дух обновления музеев — актуализация тем, современные стратегии, новые формы работы.  Применяются новые рецепты коммуникации, расширяются функции и компетенции. Легко ли сохранить при этом индивидуальное лицо музея? Заметно и узнаваемо ли оно в городе? Как проявляется собственный характер музея?    

Участники:

  • Наталья Ланкова, директор Тольяттинского краеведческого музея, г. Тольятти;
  • Юлия Петрова, директор Музея русского импрессионизма, г. Москва;
  • Наталья Потапова, директор музея «Огни Москвы», г. Москва;
  • Александра Санькова, директор Московского музея дизайна, г. Москва;
  • Виктор Шалай, директор Приморского государственного объединённого музея-заповедника им. В. А. Арсеньева, г. Владивосток.

15:15—16:45 «Вас приглашают Шекспир и Достоевский...»

Подиумная дискуссия

Модератор: Марина Эльзессер, заместитель генерального директора по просветительской и издательской деятельности Государственной Третьяковской галереи, г. Москва

Приглашаем поразмышлять о том, что все меняется: экономическая и политическая ситуация, уровень технического прогресса, мода. А что происходит с культурой? Кажется, культура является самым стабильным, правильным и действенным средством коммуникации, поиска взаимопонимания, утверждения истинных ценностей. Две выставки портретов выдающихся британцев в Москве и великих русских в Лондоне — это возможность более глубокого взаимного постижения особенностей истории, искусства, философии двух стран. Это повод обменяться опытом работы музейных профессионалов. Это импульс для общественной дискуссии о ценности индивидуальности и значимости усилий конкретного человека в истории и культуре, о культурном лидерстве в современном мире.

17:00—18:00 «Современное искусство, традиционный музей и культурное наследие – влияние и взаимодействие»

Подиумная дискуссия

Модератор: Алиса Прудникова, директор Уральского филиала Государственного центра современного искусства, г. Екатеринбург

Интеграция искусства в невыставочные пространства — распространенный международный тренд использования культуры как ресурса и капитала в возрождении памятников. Различные сценарии трансформации традиционных индустриальных пространств и памятников архитектуры становятся миссией многих культурных инициатив. Что происходит когда рабочие уходят с фабрики? Каким образом актуализировать культурную память? Дискуссия обратится к проблемам художественного производства и зрительского потребления, материальной и символической экономики, вопросам формирования городских пространств и зрительских сообществ.

Участники:

  • Алиса Багдонайте, куратор центра современного искусства «Заря», г. Владивосток;
  • Филипп Вуари, советник по культуре Посольства Франции в Москве;
  • Юлия Кривцова и Сергей Кремнев, проект «Текстиль», г. Ярославль;
  • Анн-Клэр Ларон, директор Музея кружева и моды, г. Кале, Франция;
  • Аннабелль Тенез, куратор Регионального музея современного искусства, г. Рошешуар, Франция.

18:15—19:45 «Диалоги директоров: Музей. Определение позиции»

Паблик-ток

Модератор: Виталий Куренной, руководитель Школы культурологии факультета гуманитарных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», г. Москва

Культурная политика или политическая культура: как найти эффективные способы коммуникации с городом в конфликтной ситуации? Как выращивать лояльную аудиторию и не терять собственного лица.

Участники:

  • Анна Гор, директор Волго-Вятского филиала Государственного центра современного искусства, г. Нижний Новгород;
  • Юлия Тавризян, директор Пермской художественной галереи, г. Пермь.

20:00—21:00 «Формальный разговор: архитектура музея — от классических фасадов к выражению персональности»

Лекция

Спикер: Евгений Асс, архитектор, ректор архитектурной школы МАРШ, профессор Московского архитектурного института, г. Москва

Музейные здания возводятся на века, но всегда ли музейная архитектура соответствует духу, деятельности и характеру музея? Как музей открывается городскому пространству и как пространство музея работает на коммуникацию с посетителем?

14 мая, суббота. Тема дня: «Территория»

Музеи осваивают новые пространства — физически и виртуально. Разрастаются музейные городки и кварталы, системы филиалов и площадок, происходит «освоение» городского пространства как предмета музейного исследования и презентации, музеи выходят на смежные рынки интеллектуальных и образовательных продуктов. В виртуальном пространстве появляются новые форматы презентации культурного наследия — соответствующие ритму жизни и способам коммуникации в сети. Развитие в новых масштабах и горизонтах требует особого подхода: музеи вырабатывают новые стратегии  лидерства, влияния, партнерства.

11:15—12:30 «Музей в виртуальном пространстве: аттракцион, коммуникационная площадка, образовательный ресурс»

Подиумная дискуссия

Модератор: Анна Котомина, доцент отделения социокультурных исследований Российского государственного гуманитарного университета, г. Москва.

Все чаще в виртуальном пространстве создаются масштабные проекты, посвященные материальному наследию и культурным ценностям. Музеи, в свою очередь, пытаются использовать сайты как площадки коммуникации, а не только как «хранилища». Что привлекает «музейных посетителей» в виртуальных проектах? Нужны ли межмузейные базы данных? Как рассказывать истории в Интернете?     

Участники:

  • Дмитрий Девин, руководитель проекта Thngs, г. Москва;
  • Дарья Керценбаум, директор по коммуникациям компании ABBYY («Весь Толстой в один клик» — совместный проект Государственного музея Л. Н. Толстого и ABBYY), г. Москва;
  • Юлия Купина, заместитель директора Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург;
  • Марина Полывяная, помощник директора Ярославского художественного музея по связям с общественностью, автор проекта «Дом в разрезе», г. Ярославль.

12:45—14:00 «Музей и мода: история и стратегии репрезентации»

Диалог

Модератор: Линор Горалик, поэт, писатель, эссеист, художник, автор ряда поэтических и прозаических сборников, романов, книг для детей, нескольких работ в жанре non-fiction, художественных проектов и выставок, автор курса «Мода, костюм, личность: человек и его одежда в общественном пространстве» 

Как музеи моды и декоративно-прикладного искусства могут совмещать в своей работе историю и современность, историю и будущее развития текстиля? Как оставаться актуальным? Об этих вопросах поговорят директор музея уникального «фирменного» продукта французского города Кале — изящного кружева, а также автор проекта «Изобретая моду: биеннале инновационного текстиля» (победитель XI конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире»).

Участники:

  • Анн-Клэр Ларон, директор Музея кружева и моды, Музей изящных искусств, г. Кале, Франция;
  • Екатерина Рычкова, начальник научно-методического отдела Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, г. Москва.

14:15—15:30 «Музей — территория подростков»

Подиумная дискуссия

Модератор: Ольга Широкоступ, куратор программы СКВТ Политехнического музея, г. Москва

Как музей представляет себе подростков, в чем он прав и в чем ошибается? Что подростки думают о музее, и что им может быть интересно? Как работать с «молодыми взрослыми» или с «подросшими детьми»? В чем ожидаемые трудности и неочевидные ценности сотрудничества?

Участники:

  • Наиля Аллахвердиева, заместитель директора ПЕРММ, г. Пермь;
  • Максим Буланов, тьютор, Объединение «Выставочные залы Москвы», проект «Культура, знаешь, где живёшь?!», г. Москва;
  • Екатерина Владимирцева, куратор Молодежной команды Музея современного искусства «Гараж», г. Москва;
  • Наталья Гомберг, руководитель Клуба юных искусствоведов Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, г. Москва;
  • Елизавета Калужская, методист молодежного образовательного центра Государственного Эрмитажа, г. Санкт-Петербург;
  • Юлия Мацкевич, сотрудник Центра развития музейного дела, координатор проекта «Детские дни в Петербурге», г. Санкт-Петербург.

15:45—17:00 «Диалоги директоров: новые стратегии старых музеев»

Паблик-ток

Модератор: Виталий Куренной, руководитель Школы культурологии Факультета гуманитарных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»

Как большие музеи решаются встать на путь большого обновления и какие задачи, в первую очередь, они должны решать? Как меняется лицо музея? Как расширение площадок музеев влияет на изменение стратегии? 

Участники:

  • Зельфира Трегулова, генеральный директор Государственной Третьяковской галереи, г. Москва;
  • Марина Лошак, директор Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, г. Москва. 

17:30—19:15 Cards for culture: museum edition

Командная игра для музейных профессионалов, помогающая в разработке комплексной стратегии или отдельных направлений деятельности музея. Более 100 карт с вопросами для «внутреннего аудита» и «подсказками» — трендами, рисками и лучшими практиками. 

Модератор: Лидия Лобанова, куратор образовательной программы «Музейное дело» Политехнического музея и Высшей школы экономики, осуществляемой при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина, г. Москва.

Ведущие:

  • Джаспер Виссер, международный эксперт по внедрению инноваций в культурных институциях и технологиям вовлечения аудитории, г. Амстердам, Нидерланд;
  • Эрик Схилп, международный эксперт в области музейных стратегий и новых бизнес-моделей, председатель совета Голландской национальной портретной галереи и член Наблюдательного совета в Stadsherstel Amsterdam NV, г. Амстердам, Нидерланды. 
Регистрация на мероприятие https://blagotvoritelnyy-fond-v-p.timepad.ru/event/328695/

19:30—20:45 «Формальный разговор: книги, приложения и другие форматы привлечения и удержания аудитории»

Паблик-ток

Ведущий: Арсений Мещеряков, руководитель Школы дизайна Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», создатель дизайн-бюро Agey Tomesh, г. Москва

Участники:

  • Игорь Гурович, дизайнер, преподаватель Школы дизайна Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», г. Москва;
  • Святослав Перехожев, директор Томского областного краеведческого музея, г. Томск;
  • Арсений Сергеев, дизайнер, куратор группы «Коммуникационный дизайн» Школы дизайна Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», г. Москва;
  • Алла Хатюхина, директор Ярославского художественного музея, г. Ярославль.

15 мая, воскресенье. Тема дня: «Контакт»

Сохранение наследия не означает его изоляцию от общества, но достаточно ли музеи открыты для своих посетителей и готовы ли они видеть в аудитории не только публику, но и партнера? Как перевести «открытость» из режима разовых специальных событий на уровень эффективной стратегии?

12:00—13:30 «Трансформация музеев - импульс, инерция, программа»

Лекция

Спикер: Эрик Схилп, специалист по стратегическому планированию, инновациям и бизнес-решениям в искусстве, культуре и работе с наследием, председатель совета Голландской национальной портретной галереи и член Наблюдательного совета в Stadsherstel Amsterdam NV, г. Амстердам, Нидерланды.

Культурное наследие принадлежит обществу — в этом нет сомнения. Оно необходимо для поддержки нашего развития ежедневно. Но всегда ли общество имеет достаточный доступ к наследию, сохраняемому музеями, и инструменты для восприятия? В настоящий момент многие музеи проходят сложный этап трансформации и обновления, но всегда ли эти изменения открывают достаточно возможностей для современных посетителей? Как увидеть в посетителях будущих  «пользователей» музея? Как спланировать эти изменения в программе музейного развития?

13:45—15:15 «Фотографировать в музее?» 

Подиумная дискуссия в партнерстве с ИКОМ России

Модератор: Эрик Схилп, специалист по стратегическому планированию, инновациям и бизнес-решениям в искусстве, культуре и работе с наследием, председатель совета Голландской национальной портретной галереи и член Наблюдательного совета в Stadsherstel Amsterdam NV, г. Амстердам, Нидерланды 

Фотографировать в музее? Этот вопрос сегодня не вызывает сомнений у посетителей — ДА! Фотография в музее — это способ зафиксировать впечатления и поделиться ими в сети. Фотография — это один из способов вовлечения аудитории и продвижения музея. Но почему до сих пор некоторые музея отказывают своим посетителям в этом? Влияет ли фотографирование музейных предметов на их сохранность? Как изменились сценарии поведения и культурного потребления «эпохи гаджетов и Инстраграмма» у музейного посетителя? Как музей сегодня может и должен учитывать это в своей работе?

Участники:

  • Владимир Определенов, заместитель директора Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина по информационным технологиям, г. Москва;
  • Любовь Петрунина, независимый музейный эксперт (социолог), г. Москва;
  • Наталья Поленова, директор Государственного мемориального историко-художественного и природного музея-заповедника В. Д. Поленова, Тульская область;
  • Екатерина Селезнёва, заместитель директора Музея Москвы, главный хранитель, г. Москва. 

15:30—17:00 «Волонтёры, вперед!»

Подиумная дискуссия

Модератор: Александр Ботенков, ведущий специалист ГМЗ «Петергоф», Ленинградская область.  

Волонтёры — взрослые или юные — какие нужны музею? Волонтеры для событий, для исследований, для работы с объемами данных — задачи, профиль, управление. Коммуникация - рады ли мы волонтерам, как сказать «спасибо»? Где искать волонтеров? Как их не потерять? 

Участники:

  • Полина Зотова, заместитель начальника экскурсионного отдела Московского музея современного искусства, г. Москва;
  • Александра Коперник, руководитель программы волонтёров «Спутник», Политехнический музей, г. Москва;
  • Никита Корытин, директор Екатеринбургского музея изобразительных искусств, г. Екатеринбург;
  • Екатерина Ойнас, директор музея коммунального быта, г. Коломна;
  • Варвара Усаневич, координатор Социально-волонтерского центра Государственного музея истории ГУЛАГа, г. Москва.

16 мая, понедельник. Тема дня: «Язык»

Ориентация музеев на общество стала мировым трендом – новое поколение требует новых форм общения, радикально изменяются критерии успешности культурных проектов. Готовы ли музеи пересмотреть свое представление о «портрете посетителя» и осваивать новые формы общения? «Антропология» аудитории – как узнать, кто и зачем приходит в музей? Современные способы коммуникации и музейные ценности – как найти разумный и целесообразный баланс?

11:15—12:30 «Зачем музею эндаумент?»

Подиумная дискуссия

Модератор:  Людмила Пантелеева, начальник Центра «Арт Банкинг», Газпромбанк, г. Москва/

Успешные практики долгосрочного планирования и использования модели целевого капитала, таких музеев как, например, Метрополитэн и Национальной галереи, широко известны. Университеты Гарвард и Йель, Нобелевский фонд и многие другие институции стран, где традиции благотворительности исчисляются веками, могут служить образцовым примером устойчивого развития. Есть ли в России подобные кейсы? Насколько применима модель целевого капитала в России? Можно ли говорить об эффективных технологиях фандрайзинга в стремительно изменяющихся социально-экономических условиях? 

Участники:

  • Ольга Башкирова, Генеральный директор Благотворительного фонда «РЕНОВА», г. Москва;
  • Светлана Добросолец, Директор Фонда целевого капитала ГМЗ «Петергоф», Ленинградская область;
  • Оксана Орачева, Генеральный директор НБО «Благотворительный фонд В. Потанина», г. Москва;
  • Ксения Пунина, доцент кафедры политических наук, начальник управления общественных связей Пермского государственного национального исследовательского университета, г. Пермь. 

12:45—14:15 «Диалоги директоров: Музей как переводчик»

Паблик-ток

Модератор: Виталий Куренной, руководитель Школы культурологии Факультета гуманитарных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», г. Москва

Как говорить о литературе в пространстве музея? Есть ли проблема «нечитающего» поколения для писательских музеев?

Участники:

  • Дмитрий Бак, директор Государственного литературного музея, г. Москва;
  • Петр Мансилья-Круз, директор Музея Михаила Булгакова, г. Москва.

15:00—16:30 «Основы исследования аудитории» и «Музей в цифровую эпоху»

Презентация методических материалов образовательной программы «Музейное дело» Политехнического музея и Высшей школы экономики, осуществляемой при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина.

Модератор: Лидия Лобанова, куратор программы, г. Москва

«Цифровые технологии для музея»: Как разработать цифровую стратегию музея? Какие технологии будут востребованы в ближайшее время? Как действовать сотрудникам музея в условиях стремительных технологических изменений?

Ведущая: Анна Михайлова, соискатель PhD-степени, Школа музейных исследований, г. Лестер, Великобритания, куратор курса «Музей в цифровую эру» 

«Основы исследования аудитории»: Место исследований посетителей в деятельности музея? Как запустить исследования в вашем музее – цели и задачи, ресурсы, результаты.

Ведущие:

  • Алиса Максимова, аспирант департамента социальных наук НИУ ВШЭ, куратор курса «Исследования аудитории музея», г. Москва;
  • Светлана Рюмина, куратор курса «Исследования аудитории музея», г. Москва.

 

Лаборатория Музейного гида

13 мая, пятница. Тема дня: «Идентичность»

14:00—15:00 «Кунсткамера III тысячелетия: новая коммуникационная стратегия, ребрендинг музея, образовательный он-лайн ресурс, проект "Кунсткамера Y"»

Презентация

Модератор: Юлия Купина, заместитель директора Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург

В юбилейный год музей приступил к реализации проекта, который обеспечит качественную трансформацию музейной коммуникации. Проект предполагает создание экспериментальной диалоговой медиа среды для двух активных сегментов — посетителей, с одной стороны, и исследователей в области этнографии, этнологии и антропологии, с другой. 

Регистрация на мероприятие: https://blagotvoritelnyy-fond-v-p.timepad.ru/event/326859

15:30—17:00 «Личная история в экспозиции музея»

Деловая игра

Анна Горская, заместитель директора Муромского историко-художественного музея, руководитель проекта «Личная история», г. Муром, Владимирская область.

Как представить в музее личные истории? Как адекватно вписать их в экспозицию? Как рассказать личную историю без участия экскурсовода? Подобные вопросы встают перед создателями выставок, мобильных приложений, экскурсий. Деловая игра «Личная история» посвящена поиску решений этих задач.

Регистрация на мероприятие: https://blagotvoritelnyy-fond-v-p.timepad.ru/event/326862

17:30—19:30 «Музей в медиа пространстве. Как найти правильный канал и язык общения с аудиторией»

Мастер-класс

Лара Бобкова, руководитель PR отдела Государственной Третьяковской галереи, г. Москва

Анна Котляр, руководитель пресс-службы Государственной Третьяковской галереи, г. Москва

Принято считать, что в насыщенном информационном поле культуре очень сложно завоевать своё место. Музеям приходится конкурировать с огромным потоком новостей и развлекательной информации. При этом появляются новые форматы партнерства с редакциями, инструменты продвижения проектов, которые могут наладить эффективную коммуникацию с аудиторией.

С участием Ирины Киселевой — победителя открытого межрегионального конкурса профессионального мастерства среди СМИ и журналистов  «Искусный глагол» в номинации «Лучшие СМИ», радиожурналиста радиостанции «Эхо Москвы», г. Екатеринбург.

Регистрация на мероприятие: https://blagotvoritelnyy-fond-v-p.timepad.ru/event/326873

 

19:45—20:45 Экспертные консультации для победителей конкурсов «Меняющийся музей в меняющемся мире» и «Музейный гид».

 14 мая, суббота. Тема дня: «Территория»

11:00—13:00 Включение предметов современного искусства в коллекции традиционных музеев

Из практики музея Рошешуар, Франция. Презентация опыта

Аннабель Тенез, куратор Регионального музея современного искусства, г. Рошешуар, Франция 

Le musée départemental d’art contemporain a été créé en 1985 dans le château de Rochechouart. Le musée s'est singularisé depuis lors par un dialogue permanent entre la création contemporaine et ce patrimoine historique, celui d’un château en grande partie Renaissance et où sont conservées de rares fresques du 16e siècle.  Dès les premières années du musée, des commandes d’œuvres permanentes ont ainsi été passées à des artistes internationaux (Giuseppe Penone, Richard Long). En lien avec l’installation du musée dans le château de Rochechouart, trois thèmes fondamentaux ont prévalu à la composition de la collection d’art contemporain qui compte aujourd'hui environ 300 œuvres d’artistes internationaux., à savoir l'histoire, le paysage et l'imaginaire. Depuis le chantier de rénovation des années 2000, le musée a agrandi ses espaces qui vont du "white-cube" (cube blanc) classique à des espaces historiquement marqués, comme la Tour et sa voûte de béton, ou la grande salle sous charpente de bois du Grenier. Chaque année, le musée propose, parallèlement à la présentation de sa collection contemporaine, des expositions thématiques ou monographiques consacrées à l’art d’aujourd’hui. Régulièrement des artistes contemporains sont invités à concevoir des œuvres spécifiques dont plusieurs ont intégré les collections. Actuellement de nouveaux travaux de façade vont permettre l’ouverture d’un nouveau jardin de présentation de sculptures.

C’est l’histoire et l’originalité de ces trente années de dialogue entre un château et l’art d’aujourd’hui qui sera l’objet de cette présentation.

Регистрация на мероприятие: https://blagotvoritelnyy-fond-v-p.timepad.ru/event/326926

13:30—15:00 «Устойчивость проекта: 10 советов и несколько предположений»

Тренинг

Татьяна Гафар, эксперт в области музейного проектирования, член Ассоциации менеджеров культуры, автор и руководитель музейных проектов «Уроки  Леонардо», «Школа народной реставрации», директор Московского центра музейного развития (2013 – 2016 гг.), г. Москва. 

Как измерить результаты проекта. Прогнозирование, выявление и оценка эффектов от деятельности по проекту. Сценарий развития проекта: «подведение черты», «кирпичик в фундамент», «многосерийный фильм», «свободное плавание». Устойчивость проекта после завершения гранта: идеи, ресурсы, механизмы. 

Регистрация на мероприятие: https://blagotvoritelnyy-fond-v-p.timepad.ru/event/326879

15:30—17:30 «Естественнонаучный экспонат: взгляд со всех сторон»

Междисциплинарный подход в интерпретации естественнонаучных коллекций. Мастер-класс

Софья Кондратьева, зав. отделом музейной деятельности Музея-заповедника «Дивногорье», руководитель проекта «Детство Земли», Воронежская область. 

Предметы естественно-научной коллекции зачастую скрывают в себе гораздо больше информации, нежели их свойства и контекст существования. На мастер-классе мы поговорим о том, как в случае необходимости открыть в экспонате новые смыслы, взглянуть на него с точки зрения гуманитарных знаний, искусства и быта. На примере конкретных артефактов совместно попробуем выявить их междисциплинарный потенциал, который может являться основой для разных выставок.

Регистрация на мероприятие: https://blagotvoritelnyy-fond-v-p.timepad.ru/event/326880

17:45—19:15 Практики формирования коллекций современного искусства французскими и российскими музеями

Семинар-дискуссия

Модератор: Марина Лошак, директор Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, г. Москва

Как происходило и происходит формирование коллекций современного искусства во Франции и в России?  Какие существуют походы к выбору объектов, атрибуции, работе с дарителями? Какие существуют особенности в случае сетевой организации — система принятия решений, организация взаимодействия между филиалами.

Участники:

  • Бланш Гринбаум-Сальгас, почетный главный куратор музеев и культурного наследия Франции;
  • Михаил Миндлин, директор Государственного центра современного искусства, г. Москва.

Регистрация на мероприятие: https://blagotvoritelnyy-fond-v-p.timepad.ru/event/326925

19:30—20:30 «Современный музейный дизайн»

Консультации для победителей конкурсов «Меняющийся музей в меняющемся мире» и «Музейный гид».

Студенты и кураторы школы дизайна Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в формате экспресс-консультаций обсудят с представителями музеев наиболее актуальные вопросы брендинга и дизайна: презентации, брендбуки, афиши, фотографии, печатные материалы, скриншоты сайтов и приложений, примеры экспозиционных решений, навигация - все, что музей использует в своей повседневной практике.

Регистрация на мероприятие: https://blagotvoritelnyy-fond-v-p.timepad.ru/event/326927

15 мая, воскресенье. Тема дня: «Контакт»

11:00—12:30 «Предметный разговор: как заставить предмет заговорить?»

Мастер-класс

Екатерина Змеева, старший научный сотрудник Ярославского музея-заповедника, руководитель проекта «Предметный разговор», г. Ярославль.

Один артефакт - как много он может рассказать о региональной и мировой истории, музее, фактах повседневной и частной жизни? Как, используя прием персонификации экспоната, превратить сухую информацию в увлекательный эмоционально окрашенный сюжет?

Мозговой штурм в командах:

  • Вопросы к предмету: ищем темы и сюжеты;
  • В роли экспертов: решаем, кого можно привлечь к обсуждению;
  • Экспромт: инсценируем междисциплинарную дискуссию;
  • Одушевление предмета: вживаемся в образ и сочиняем автобиографию;
  • Рассказ экспоната о себе: публикуем короткую занимательную историю в соцсетях.

Регистрация на мероприятие: https://blagotvoritelnyy-fond-v-p.timepad.ru/event/326882

13.00-14.00 «Инструменты для создания интернет-ресурсов: краткий навигатор»

Лекция

Александр Артамонов, ведущий аналитик Московского центра музейного развития, г. Москва

Проектировщик, впервые приступающий к созданию собственных интернет-ресурсов, зачастую оказывается в ситуации, когда ему нужно решить задачи создания несложных в техническом отношении веб-сайтов, электронных библиотек или образовательных ресурсов. В современном интернете существуют сотни надежных и хорошо зарекомендовавших себя решений, с помощью которых можно, не тратя лишних средств, решить первоочередные задачи: зарегистрировать доменное имя и хостинг, развернуть на нем систему управления контентом, настроить счетчики, организовать взаимодействие с социальными сетями, начать публиковать видео и встраивать его в свои сайты и страницы.  Обзору этих возможностей будет посвящен мастер-класс.

Регистрация на мероприятие: https://blagotvoritelnyy-fond-v-p.timepad.ru/event/326920

14:00—14:50 Презентация интернет-проектов музеев-победителей конкурсов «Музейный гид» и «Меняющийся музей в меняющемся мире»

Модератор: Александр Артамонов, ведущий аналитик Московского центра музейного развития, г. Москва

15:00—16:30 «Проект в деталях: инструменты привлечения внимания к проекту»

Мастер-класс

Сергей Островский, заведующий Детским музейным центром Пермского краеведческого музея, руководитель проекта «Человек эпохи Возрождения», г. Пермь.

Ваш проект — самый лучший. Ваши идеи — гениальные. Странно, что про вас никто не слышал. Какие «бантики» сделают проект привлекательным для других, с какого боку их завязывать? Поговорим, подумаем, потренируемся. Разберем инструменты привлечения внимания к проекту. Всё то, о чем мы часто забываем в ходе реализации.

Регистрация на мероприятие: https://blagotvoritelnyy-fond-v-p.timepad.ru/event/326921

16 мая, понедельник. Тема дня: «Язык»

11:00—12:30 «Свет в музейной экспозиции: ошибки и удачи»

Мастер-класс

Наталья Потапова, директор музея «Огни Москвы», руководитель проекта «Копилка светлых идей», г. Москва

Пользуясь большим арсеналом технических средств, часто музейные сотрудники недооценивают роль света при построении музейной экспозиции. Какие ошибки чаще всего допускаются при освещении залов музея и как их избежать? Будут представлены интересные музейные проекты, в которых свет выступил в разных амплуа. Сотрудники музея «Огни Москвы» поделятся секретом, что хранится в «Копилке светлых идей», а партнёры проекта — представители светотехнической компании «Точка опоры» покажут, как управлять светом. Вместе мы постараемся ответить на ваши вопросы, связанные с освещением музеев.

Регистрация на мероприятие: https://blagotvoritelnyy-fond-v-p.timepad.ru/event/326922 

13:00—14:30 Идеапроектор: от предмета к музейной экспозиции

Case-study

Модератор: Леонид Копылов, президент Фонда друзей музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме, г. Санкт-Петербург.

Как заставить предметы проецировать, «выбрасывать» (проекция — от латинского слова «projectio» — «бросание вперед») идеи и смыслы? Как насыщенные идеями и смыслами предметы выстраиваются в сообщение-экспозицию? Разговор об этом пойдет с авторами выставочных проектов: «Детство Земли» (г. Воронеж),  «Мир – Текст – Музей» и «Воображаемая квартира Алексея Пешкова» (г. Самара), «200 ударов в минуту. Пишущая машинка и сознание XX века» (г. Москва), «Дворец во дворце. Скульптура Останкино в Оперном доме» (г. Москва), а также с директором Государственного музея истории ГУЛАГа (г. Москва).

Регистрация на мероприятие: https://blagotvoritelnyy-fond-v-p.timepad.ru/event/326923

15:00—16:00 «Краудфандинг. Эффективная система финансирования и продвижения культурных проектов»

Мастер-класс от российской краудфандинговой компании «Planeta»

Краудфандинг — система финансирования, которая в последнее время набирает большую популярность среди российских инициатив в области культуры. Многие авторы идей уже успешно воспользовались «народным финансированием». В рамках мастер-класса будут освещены ключевые принципы грамотной подготовки и продвижения проектов. Для каждого элемента крауд-кампании будут предложены рабочие рекомендации, основанные на примерах самых успешных проектов. 

Регистрация на мероприятие: https://blagotvoritelnyy-fond-v-p.timepad.ru/event/326924

СКАЧАТЬ БРОШЮРУ ФОРУМА В ФОРМАТЕ PDF